Регистрироваться лениво
Лучше напишу здесь.
Вначале было слово. И слово было ZX Spectrum. А в нем был встроен интерпретатор бейсика.
Я прошел наверное типичный цикл обычного геймера тех времен - FREDLOADER, KANE, SPYHUNTER... что еще было... Ах, да! ELITE! Нет, не так, вот так: ***E*L*I*T*E***.
Спектрумы собирал отец, так что недостатка в компах дома не было. Была даже литература из самиздата, распечатка на чем-то ужасном и девятипиновом, переплетенная в самодельный картонный переплет с гордой наклейкой ZX SPECTRUM. Собственно, о компе там было мало: внешний вид, общее описание, инструкции о том, как загружать игру (LOAD "" <ENTER>... или там не было ENTER? уже не помню). Вначале только этим я и занимался.
Но большую часть описания занимало описание языка БЕЙСИК. Т.к. игрушки имеют свойство надоедать со временем (тогда я еще не добрался до ELITE), то они надоели и мне. Я начал набирать программы, которые приводились в книжке и поражался результатам (была программа ВОСХОД, рисующая лучи солнца со звуковым оформлением). Короче говоря, время это отнимало долго, но так я изучал синтаксис языка. Со временем я освоил операторы и команды языка, а также неправильное произношение (НЕВ, РАНДОМИЗЕ, КЛЕАР, САВЕ).
Затем я нашел ELITE.
Вначале это был номер ZX-Ревю с обзором игры. Там было романтичное описание и рисунки кораблей. И я ею заболел. Кассеты у меня не было, знакомые о ней не слышали, и мне ничего не оставалось, как играть в нее мысленно. Я сражался, летал, торговал, она мне даже снилась. И длилось это наверное полгода.
Однажды отец принес какую-то кассету с играми. Я, как обычно, схватил кассету и начал смотреть, что там за игры. Глаза автоматически считывали строчки, а мозг сортировал "играл; не играл; не играл, название интересное; ELITE; играл; а, AVALON; не игр... что??? ELITE??? ELITE!!!". Да... такого вопля отчий дом не слышал давно.
Думаю, не надо рассказывать, как я вцепился в в эту кассету и рычал на всякого, кто пробовал ко мне приблизиться. Вставил кассету в кассетник (ради этого был экспроприирован родительский двухкассетник НОТА), выгнал всех из комнаты, сел на край стула и чуть дыша набрал LOAD "" ... кнопка "Пуск" ... загрузка ...
Когда нарисовалась заставка, я чуть было снова не завопил, а когда я увидел сообщение "R TAPE LOADING ERROR", я начал ругаться такими словами, которых раньше не знал. Впрочем, этих слов наверное никто не знал, они шли из глубины души и никакого отношения к русскому языку (да и к членораздельной речи вообще) не имели.
Я пробовал загрузить эту игрушку до поздней ночи, самыми разными способами, но так ничего и не получилось.
Но траур мой был недолог, через неделю отец принес новую кассету, которая на этот раз загрузилась. Не буду описывать свой экстаз, когда я увидел надпись "WELCOME, COMMANDER" (или что там было? я уже забыл
). Игру я наконец запустил. Вначале она меня несколько разочаровала (т.к. в мыслях она была цветной, с динамическим освещением), но это было недолго, после первого столкновения с метеоритом я вновь погрузился в ее атмосферу и вынырнул только через месяца полтора. И мне как раз попался какой-то журнальчик, в котором, помимо всего прочего, была описана структура файла сохраненных игр.
Что я сделал? Да, интуиция вас не подвела, я стал миллионером.
Хм... Что-то я отвлекся от темы.
Итак, вначале был бейсик на ZX-Spectrum. Со временем я изучил его достаточно хорошо, даже научился использовать встроенные в "BIOS" подпрограммы (область где-то в 27013). А потом я увидел Beta Basic и понял, на что способны более мощные языки программирования. Потом были еще Mega Basic, Laser Basic, но они по мощности и эффективности с Beta не сравняться.
В отличии от многих, я не стал изучать ассемблер ZX, к тому времени у меня появился ПК IBM XT. Такое громкое название принадлежало отечественной машине с гордым названием ИСКРА-1030М. Вы слышали о суперкомпьютерах SPARK? Это видимо ее старшие братья.
Комп был аналогом обычного XT с процессором 8086, памятью 640Кб, двумя приводами 5.25 и жестким диском отечественного предприятия ИЗОТ на 10Мб. Жесткие диски ИЗОТ это вообще отдельная песня, которую я включать не буду, так как она продлиться долго. Скажу только, что из 10Мб на этом диске было 4.5Мб Bad Claster.
На компе была установлена операционка, которая при ближайшем рассмотрении оказалась переведенной MS-DOS 2.0. Но в ней был интерпретатор бейсика BASICA (тоже переведенный). На этом компе я сидел довольно долго и написал довольно много программ. Жаль, что они не сохранились, но у меня были даже процедуры рисования окон (при открытии окна содержимое под "окном" запоминалось, при закрытии восстанавливалось) и поле ввода (правда без возможностей copy-paste). Кроме того, у меня было несколько текстовых игрушек и даже один графический редактор.
Затем мне отец купил 80486DX2-66. Понять контраст может только человек, который застал обе этих машины. У меня же просто нет слов для сравнения. Это даже не запорожец и мерседес, это даже не форд-т и мэйбах. Это вообще вещи несравнимые.
На него по традиции перекочевал мой старый GWBASIC с набором всех моих программ. Но там был уже установлен MS-DOS 5, а в него входил QBasic. Я увидел его и был буквально очарован. Я понял, что отсутствие номеров у строк - это рулез, наличие нормальных подпрограмм (а не GOSUB) это большой рулез, а изменения синтаксиса это просто революция. Его я осваивал наверное месяца два, портировал на него свои самые интересные подпрограммы. Даже графический редактор написал, который поддерживал VGA-режимы (а не CGA). Кстати, на нем я наконец сделал возможность сохранения в файл и прикрутил редактор палитры. Рассказывать об этом периоде больше не буду, но пожалуй именно QBasic определил меня, как басиковца.
Потом была установка Windows 3.11, потом был Visual Basic 3.0. Какие ломки были у меня, когда я пытался его освоить... Как меня бесило, что нельзя использовать старые добрые INPUT/PRINT... Но ничего, выжил. За полгода тоже его освоил, даже начал писать программки, уже не для себя, а для других. В частности, одна моя программка до сих пор используется в банке для работы с платежными документами
Самое забавное, что в ней я сделал классный грид (в VB3 не было User Control, поэтому он был сделан исключительно кодом), но исходников не сохранилось, а нарисовать его заново не получается
Потом были VB5 и VB6, но там уже таких принципиальных отличий не было.
Мысль изучить другие языки была, но как всегда, нет времени, потребности и особого желания. Хотя, конечно, надо.
Ну вот наверное и все.
Lasciate ogni speranza, voi ch'entrate.