FireFenix писал(а):Красиво... Только наверное после 20-50 посадок лопасти уменьшаются на 1-5 мм? =)
When operating in sandy environments, sand hitting the moving rotor blades erodes their surface. This can damage the rotors; the erosion also presents serious and costly maintenance problems.
The abrasion strips on helicopter rotor blades are made of titanium, which is very hard
(С) Вики
Забавно, что эрозия поверхности лопастей - она везде вызвана какими-то очень интересными явлениями природы. На морских судах, например, невозможно избежать кавитации. Кавитация - само по себе довольно интересное явление. И, подобно тому же песку, разрушающему титановые накладки на лопастях вертолётов - разрушает гребные винты морских судов, оплавляет лопасти ГЦН на атомных электростанциях, при "схлапывании" зон кавитации разрывает коллекторы и трубопроводы и много кому ещё досаждает это интереснейшее явление
И тоже при определённых условиях приводит к свечению в видимом диапазоне. Что-то в этом есть
А ещё интересно то, что название данному эффекту дал журналист (Michael Yon), т.к. был единственным, у кого возникло желание как-либо назвать это
Военные наблюдали это каждый день и нисколько не удивлялись тому, что у данного явления даже нет названия. А назвал Michael Yon САБЖ в честь двух солдат (Benjamin Kopp и Joseph Etchells), погибших в Афганистане. Журналист обратил внимание на свечение лопастей вертолёта как раз в то время, когда присутствовал на службе по погибшим в Афганистане. Т.е. Benjamin Kopp и Joseph Etchells вовсе не учёные, занимавшиеся данным эффектом, как бы следовало подумать.