В конце латинского алфавита скучковались аж четыре буквы, восходящие к греческому ипсилону: U, V, W, Y.
Причём их относительный порядок установился сравнительно недавно: в
расшифровываемом мной образце шрифтов латинский алфавит четырнадцать раз выписан в порядке "V U W", и по разу -- как "U V W" и "V W U".
При этом V и Y были заимствованы у греков в разное время, и поэтому обозначают разные звуки. Две оставшиеся буквы -- это результат дальнейшей эволюции V внутри латиницы.
В кириллице тоже было две буквы, восходящие к греческому ипсилону: ижица (обозначавшая звуки "и" и "в"), и ук.
Ук употреблялся только в двух контекстах: как число 400 (наравне с ижицей), и в составе диграфа он-ук, обозначавшего звук "у". Графического отличия между этими двумя буквами могло и не быть, потому что из контекста всегда ясно, что именно имеется в виду.
Ижицу, в числе других "лишних" букв, истребили большевики, а с уком история интереснее. Для диграфа он-ук выработалась лигатура (ук сверху, он снизу), но в начале слов продолжали использовать диграф -- вроде бы потому, что правила славянской диакритики требовали написания разных значков над двумя частями этого диграфа в его начальной позиции.
В итоге у начального ука-диграфа появилось три регистровых формы: в начале предложения (Оу), в середине предложения (оу), и в заголовке, набранном капсом (ОУ). Плюс к тому две формы ука-лигатуры: в нижнем регистре она напоминает астрологический знак Тельца, в верхнем -- букву "У" с кружком, надетым на нижнюю палочку.
Естественно, что в шрифтах, стилизованных под старославянский, для буквы "у" обычно предусматривается две (реже четыре) регистровые формы. Особенно забавно выглядят шрифты, где для заглавной буквы взята ук-лигатура, а для строчной -- ук-без-она (так он стал выглядеть после петровской реформы шрифта): одновременно эти две формы никогда не использовались.
Ещё забавнее, что для внешней отделки Храма на Крови, выстроенного нашим губернатором к своим позапрошлым выборам, использовали именно такой дефективный шрифт с неполным набором регистровых форм. Все надписи на его фасадах набраны капсом, при этом в одной из них есть слово "ОуМЕРЩВЛЯЕМСЯ". Фи, как некрасиво.
Впрочем, содание нормальных старославянских шрифтов немало осложняется тем, что в Юникоде выделено две кодовые точки под ук-диграф, и ни одной под ук-лигатуру. Так что создатели шрифтов вынуждены жертвовать либо совместимостью с Юникодом (а то и вовсе изобретать собственные 8-битные старославянские кодировки), либо некоторыми формами букв (ук не единственная старославянская буква, непризнанная Консорциумом).
Пока набирал этот текст, нашёл даже
фотографию памятника комсомолу Урала на фоне убогой надписи на том храме.
На
другом его фасаде, кстати, есть слово "ФIНIξЪ".
Так что весь этот мой поток сознания даже оказывается логически связанным