Никаких наездов (и где ты их разглядела?). Просто констатация фактов.
А факты таковы, что истинного выбора в природе не бывает. Мы выбираем только из ограниченного набора товаров/услуг/возможностей (нужное подчеркнуть), при этом редко или почти никогда не знаем характеристик предлагаемого и уж тем более почти всегда не в состоянии их всесторонне оценить. Поэтому при выборе из товаров условно одного и того же качества, ты выберешь, тот, реклама которого расстаралась лучше других. Или другая ситуация: на выбор колбаса хорошего сорта, но гнилая или колбаса не гнилая, но просто никакая. Ты начинешь думать: первая была хороша, но уже есть её нельзя, значит, хоть и не хочется, берём вторую. Т.е. выбора на самом-то деле и нет! Хорошо, это крайние условия, добавим ешё один сорт: нормальный не гнилой. Сразу же наши предпочтения отдаются ему. Зачем брать худшее, если можно взять лучшее. Т.е. снова выбора нет.
Пойдём дальше. В связи с увеличившимся спросом на сорт №3, удваиваем его цену. Вот теперь стало всё не так очевидно. Но и тут выбор не велик. Кто победнее возьмёт сорт №2 (сорта почти одинаковые, а ещё за квартиру надо заплатить), а кто побогаче сорт №3 (конечно дороже, но ведь и лучше, позволить могу, нечего своё здоровье портить). Т.е. снова имеем случай псевдо-выбора.
Доводим до абсурда. Добавляем сорт №4: точно такой же как и сорт №3, но с другой этикеткой и ещё в два раза дороже. У самые бедных выбора как не было так и нет. Что же происходит с богатенькими? Если раньше они руководствовались относительно объективными данными о различии в сортах, то теперь (мы-то знаем что они одинаковы) только своими субъективными ощущениями и оценкой своего положения в социальной иерархии. Т.е. те кто попрактичнее, будут брать сорт №3 (зачем за этикетку платить больше), а "пацаны" - сорт №4 (ну, типа, я ж не лох какой-то). Т.е. снова выбора, как такового, нет.
Это была теория. Перейдём к практике.
Krasavica писал(а):А сейчас того же масла - видов 30 наверно, и иностранное, и отечественное, и какое твоей душе угодно, и никто за мной не стоит и не говорит, покупай это, а не другое!
Да, создаётся впечатление, что выбор осуществляется из огромного кол-ва предложений, аж целых 30! Но... Сколько из них ты попробовала чтобы оценить качество, свежесть, запах, кол-во полезных и вредных веществ? Сколько из них ты вообще пробовала? 2? 3? Предположим 5. Так из чего же ты выбираешь? Из этих пяти сортов. Почему остальные отмела даже не попробовав? Потому что одни слишком дорогие, а там то же масло. А другие слишком дешёвые чтобы быть хорошими. А вот те из которых ты проводишь свой, даже уже псевдо, выбор определяют не качество продукта, потому как ты не пробовала все сорта, а твою оценку собственного положения в обществе. Т.е. выбор здесь снова не при чём.
Хорошо, что же с отавшимися пятью сортами? Тут уже вкючаются механизмы симпатий-антипатий плюс реклама. Т.е. этикетка понравилась; как-то аппетитно смотрится; о, написано что калорий меньше (это в масле-то!); сделано из натуральных продуктов - очень хорошо (:D); о, это известная фирма - значит хорошее (весь месяц крутили рекламный ролик этой фирмы до тошноты, однако ж...) и т.д. и т.п.
В качестве заключения приведу, на мой взгляд, самый показательный пример истинного выбора - броуновское движение. Никаких предпочтений, все возможности равновероятны.
Отсюда вывод №1 (теоретический): в направленном движении, т.е. при любом осмысленном действии, любой выбор в большей или меньшей степени предопределён.
Вывод №2 (практический): наблюдая за гражданами в магазине, можно много узнать об их социальном статусе.