Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Автор обещает много интересных штучек.

Модератор: The trick

The trick
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 781
Зарегистрирован: 26.06.2010 (Сб) 23:08

Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение The trick » 12.06.2018 (Вт) 20:25

Всем привет!
Представляю модуль для работы с многопоточностью на VB6 для Standard EXE проектов. Данный модуль разработан на основе этого решения в котором исправлены некоторые баги и добавлен дополнительный функционал. Модуль не требует никаких дополнительных зависимостей и библиотек типов, работает как в IDE (все функции работают в главном потоке) так и в скомпилированном виде.



Для начала работы с модулем нужно вызывать функцию Initialize, которая инициализирует данные необходимые для работы (инициализирует критические секции для монопольного доступа к куче хидеров и потокам маршалинга, модифицирует VBHeader (тут написано для чего), выделяет TLS слот для передачи параметров потоку).

Основная функция создания потока - vbCreateThread которая является аналогом функции CreateThread.
Код: Выделить всё
' // Create a new thread
Public Function vbCreateThread(ByVal lpThreadAttributes As Long, _
                               ByVal dwStackSize As Long, _
                               ByVal lpStartAddress As Long, _
                               ByVal lpParameter As Long, _
                               ByVal dwCreationFlags As Long, _
                               ByRef lpThreadId As Long, _
                               Optional ByVal bIDEInSameThread As Boolean = True) As Long

Функция создает поток и вызывает функцию переданную в параметре lpStartAddress с параметром lpParameter.
В IDE вызов сводится к простому вызову по указателю реализованному через DispCallFunc. В скомпилированном варианте данная функция работает по-другому. Т.к. для работы потока требуется инициализация проектно-специфичных данных, а также инициализация рантайма, параметры переданные в lpStartAddress и lpParameter временно сохраняются в куче посредством функции PrepareData, а поток создается в функции ThreadProc, которая занимается непосредственно инициализацией и вызовом уже пользовательской функции с пользовательским параметром. Данная функция создает копию структуры VBHeader через CreateVBHeaderCopy и изменяет данные размещения публичных переменных в структурах VbPublicObjectDescriptor.lpPublicBytes, VbPublicObjectDescriptor.lpStaticBytes (что не было сделано в предыдущем варианте) так чтобы глобальные переменные не затрагивались при инициализации. Далее VBDllGetClassObject вызывает функцию FakeMain (адрес которой записан в модифицированную структуру VBHeader). Для передачи пользовательских параметров используется TLS слот (т.к. функция Main не принимает параметры, подробности тут). В FakeMain уже параметры извлекаются из TLS и вызывается пользовательская процедура. Возвращаемое значение функции также передается обратно через TLS. Тут есть один интересный момент связанный с копией хидера, который был не учтен в предыдущей версии. Т.к. рантайм использует хидер после завершения потока (при DLL_THREAD_DETACH) мы не можем освободить хидер в процедуре ThreadProc, и произойдет утечка памяти. Для предотвращения утечки памяти используется куча фиксированного размера, хидеры не очищаются пока есть место в этой куче. Как только место заканчивается (а оно выделяется в функции CreateVBHeaderCopy) происходит очистка ресурсов. Первый DWORD хидера на самом деле хранит ID потока в котором был создан и в функции FreeUnusedHeaders происходит проверка всех хидеров в куче. Если поток завершен - место освобождается (хотя ID может повторятся, но это не играет особой роли т.к. в любом случае в куче будут свободные места и если хидер не освободился в одном случае то он будет освобожден позже). Из-за того что очистка может быть вызвана сразу из нескольких потоков доступ к очистке разделяется критической секцией tLockHeap.tWinApiSection и если какой-то поток уже занимается очисткой функция возвратит True что означает что вызывающий поток должен немного подождать и память будет доступна.

Еще одной из возможностей модуля является возможность инициализации рантайма и проекта и вызова callback-фнкции. Это может пригодится для сallback-функций которые могут быть вызваны в контексте произвольного потока (к примеру InternetStatusCallback). Для этого служат функции InitCurrentThreadAndCallFunction и InitCurrentThreadAndCallFunctionIDEProc. Первая функция используется в скомпилированном приложении и принимает адрес функции обратного вызова которая будет вызвана после инициализации рантайма, а также параметра который будет передан в эту функцию. В callback-процедуре передается адрес первого параметра чтобы потом в пользовательской процедуре ссылаться на него:
Код: Выделить всё
' // This function is used in compiled form
Public Function CallbackProc( _
                ByVal lThreadId As Long, _
                ByVal sKey As String, _
                ByVal fTimeFromLastTick As Single) As Long
    ' // Init runtime and call CallBackProc_user with VarPtr(lThreadId) parameter
    InitCurrentThreadAndCallFunction AddressOf CallBackProc_user, VarPtr(lThreadId), CallbackProc
End Function

' // Callback function is called by runtime/window proc (in IDE)
Public Function CallBackProc_user( _
                ByRef tParam As tCallbackParams) As Long

End Function

CallBackProc_user - будет вызвана уже с инициализированным рантаймом.

Для работы в IDE данная функция не подойдет, потому что в IDE все работает в главном потоке. Для отладки в IDE используется функция InitCurrentThreadAndCallFunctionIDEProc которая возвращает адрес ассемблерного переходника который транслирует вызов в главный поток и вызовет пользовательскую функцию в контексте главного потока. Данная функция принимает адрес пользовательской callback-функции и размер параметров в байтах. В качестве параметра пользовательской функции она всегда передает адрес первого параметра. Немного расскажу о работе этого механизма в IDE. Для трансляции вызова из вызывающего потока в главный поток используется message-only окно. Данное окно создается посредством вызова функции InitializeMessageWindow. При первом вызове создается WindowProc процедура со следующим кодом:
Код: Выделить всё
    CMP DWORD [ESP+8], WM_ONCALLBACK
    JE SHORT L
    JMP DefWindowProcW
L:  PUSH DWORD PTR SS:[ESP+10]
    CALL DWORD PTR SS:[ESP+10]
    RETN 10

Как видно из кода данная процедура "слушает" сообщение WM_ONCALLBACK которое содержит в параметре wParam - адрес функции, а в параметре lParam параметры. При получении этого сообщение она вызывает данную процедуру с данным параметром, остальные сообщения игнорируются. Данное сообщение отправляется как-раз ассемблерным переходником из caller-потока.
Далее создается окно и хендл этого окна и хендл кучи сохраняются в данных класса окна. Это используется для устранения утечки памяти в IDE, т.к. если класс один раз зарегистрирован то потом данные параметры можно получить в любой сессии отладки. Сама callback-функция генерируется в InitCurrentThreadAndCallFunctionIDEProc, но сначала проверяется не была ли уже создана подобная процедура (чтобы не создавать одинаковые переходники). Сам переходник имеет следющий код:
Код: Выделить всё
LEA EAX, [ESP+4]
PUSH EAX
PUSH pfnCallback
PUSH WM_ONCALLBACK
PUSH hMsgWindow
Call SendMessageW
RETN lParametersSize

Как видно из ода, что при вызове callback-функции вызов транслируется через SendMessage в главный поток. Параметр lParametersSize используется для правильного восстановления стека.

Следующая особенность модуля - это создание объектов в отдельном потоке причем создавать можно как приватные объекты (для этого используется метод основанный на коде модуля NameBasedObjectFactory by firehacker). Для создания проектных классов используется функция CreatePrivateObjectByNameInNewThread для ActiveX-публичных классов CreateActiveXObjectInNewThread и CreateActiveXObjectInNewThread2. Прежде чем создавать экземпляры проектных классов нужно сначала разрешить маршалинг данных объектов посредством вызова функции EnablePrivateMarshaling. Данные функции принимают идентификатор класса (ProgID/CLSID для ActiveX и имя для проектных классов), идентификатор интерфейса (по умолчанию используется IDispatch/Object). При успешном вызове функции возвращают отмаршаленый объект и ID асинхронного вызова. Для скомпилированного варианта это ID потока для IDE - указатель на объект. Объекты создаются и "живут" в функции ActiveXThreadProc. Жизнь объектов контролируется через счетчик ссылок (когда он равен 1 значит только ActiveXThreadProc ссылается на объект и можно его удалять и завершать поток.
Вызывать методы можно синхронно - просто вызывать метод как обычно, либо асинхронно - используя процедуру AsynchDispMethodCall. Данная процедура принимает ID асинхронного вызова, имя метода, тип вызова, объект который получит уведомление о вызове, имя метода уведомления и список параметров. Процедура копирует параметры во временную область, маршалит объект уведомления и отправляет данные потоку объекта через WM_ASYNCH_CALL. Стоит отметить что здесь не поддерживается маршалинг параметров, поэтому следует с осторожностью передавать ссылки на объекты. Если нужно отмаршалить объектную ссылку то следует использовать синхронный метод для маршалинга объектов и далее вызвать асинхронный метод. Процедура возвращается немедленно. В потоке ActiveXThreadProc данные извлекаются и выполняется синхронный вызов посредством MakeAsynchCall. Тут все просто, вызывается CallByName для объекта потока и CallByName для уведомления. Метод уведомления имеет следующий прототип: Public Sub CallBack(ByVal vRet As Variant), где vRet принимает возвращаемое значение метода.

Следующие функции предназначены для маршалинга: Marshal, Marshal2, UnMarshal, FreeMarshalData. Первая создает информацию о маршалинге (Proxy) интерфейса и заносит ее в поток который возвращает. Принимает в параметре pInterface идентификатор интерфейса (по умолчанию IDispatch/Object). Функция UnMarshal наоборот принимает поток и на основе информации создает Proxy-объект. Опционально можно освободить объект потока. Marshal2 делает тоже самое что и Marshal за исключением того что она позволяет создавать Proxy-объект множество раз в разных потоках. FreeMarshalData соответственно освобождает данные и поток.
Если к примеру требуется перенести ссылку на объект между двумя потоками то достаточно вызвать пару Marshal/UnMarshal соответственно в потоке создавшем объект и потоке принимающем ссылку. В другом случае если к примеру есть один глобальный объект и нужно передать ссылку на него во множество потоков (к примеру объект логирования) то в потоке объекта вызывается Marshal2, а в клиентских потоках вызывается UnMarshal с параметром bReleaseStream равным False. Когда данные больше не нужны вызывается FreeMarshalData.

Функция WaitForObjectThreadCompletion предназначена для ожидания завершения объектного потока и принимает ID асинхронного вызова. Эту функцию желательно вызывать всегда при завершении основного процесса, поскольку объектный поток так или иначе может взаимодействовать с основным потоком и его объектами (к примеру если объектный поток имеет маршаленую ссылку на интерфейс основного потока).

Функция SuspendResume предназначена для приостановления/возобновления объектного потока. bSuspend определяет усыпить либо возобновить поток.

Помимо модуля также в архиве есть несколько примеров работы с ним:
  1. Callback - проект в котором продемонстрирована работа с callback-функцией вызываемой из разных потоков. Также там содержится дополнительный проект нативной dll (на VB6) которая вызывает периодически функцию в разных потоках;
  2. JuliaSet - генерация фрактала Julia параллельно в нескольких потоках (задается пользователем);
  3. CopyProgress - Копирование папки в отдельном потоке с отображением прогресса копирования;
  4. PublicMarshaling - Создание публичных объектов (Dictionary) в разных потоках и вызов их методов (синхронно/асинхронно);
  5. PrivateMarshaling - Создание приватных объектов в разных потоках и вызов их методов (синхронно/асинхронно);
  6. MarshalUserInterface - Создание приватных объектов в разных потоках и вызов их методов (синхронно/асинхронно) на основе пользовательских интерфейсов (содержит tlb и Reg-Free манифест).
  7. InitProjectContextDll - Вызов экспортируемых функций из ActiveX-DLL в разных потоках. Вызов EXE-колбеков из ActiveX Dll из произвольных потоков;
  8. InternetStatusCallback - Пример использования асинхронного скачивания файлов используя колбек функцию InternetStatusCallback вызываемую из разных потоков.

Модуль слабо тестировался, поэтому возможны баги. Буду очень рад любым замечаниям, по мере возможности буду их исправлять.

Проект на GitHub.

Всем спасибо за внимание!
UA6527P

Mikle
Изобретатель велосипедов
Изобретатель велосипедов
Аватара пользователя
 
Сообщения: 4148
Зарегистрирован: 25.03.2003 (Вт) 14:02
Откуда: Туапсе

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение Mikle » 12.06.2018 (Вт) 22:28

Что-то у меня этот архив ни RAR, ни 7z не распаковывает.

The trick
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 781
Зарегистрирован: 26.06.2010 (Сб) 23:08

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение The trick » 12.06.2018 (Вт) 22:32

Mikle писал(а):Что-то у меня этот архив ни RAR, ни 7z не распаковывает.

Перезалил.
UA6527P

pronto
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 04.12.2005 (Вс) 6:20
Откуда: Владивосток

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение pronto » 13.06.2018 (Ср) 10:44

Mikle писал(а):Что-то у меня этот архив ни RAR, ни 7z не распаковывает.

Запаковано WinRar'ом 5-й версии
O, sancta simplicitas!

ger_kar
Продвинутый гуру
Продвинутый гуру
Аватара пользователя
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 19.05.2011 (Чт) 19:23
Откуда: Кыргызстан, Иссык-Куль, г. Каракол

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение ger_kar » 13.06.2018 (Ср) 18:56

pronto писал(а):Запаковано WinRar'ом 5-й версии
7z распаковал, а вот WinRar v 3.5 напрочь отказался распаковывать. Получается у WinRar 5 версии другой формат?
Бороться и искать, найти и перепрятать

Хакер
Телепат
Телепат
Аватара пользователя
 
Сообщения: 16478
Зарегистрирован: 13.11.2005 (Вс) 2:43
Откуда: Казахстан, Петропавловск

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение Хакер » 14.06.2018 (Чт) 18:17

Надо залить архив в нормальном формате. У меня даже Chrome ругнулся на файл, что он вредоносный, чего обычно не бывает в ответ на архивы.

Вообще, мои старания по созданию многопоточного кирпича, так и не доведённые до конца, запомнились мне осознанием того, что хоть я и получил прилично работающую многопоточность, добится того, чтобы все встроенные функции VB и вся объектная модель (Printers, Forms, App и т.д.) работата безглючно в многопоточном окружении, очень непросто (если не целиться на какую-то конкретную версию рантайма и не зашивать смещения «волшебными константами» в свой код, а делать универсальный подход).

Что проще переделать VB под многопотчность, чем приделать её к VB в том виде, в каком он есть сейчас.

Интересно посмотреть, решенены ли те проблемы, с которыми я столкнулся в своё время.
—We separate their smiling faces from the rest of their body, Captain.
—That's right! We decapitate them.

Mikle
Изобретатель велосипедов
Изобретатель велосипедов
Аватара пользователя
 
Сообщения: 4148
Зарегистрирован: 25.03.2003 (Вт) 14:02
Откуда: Туапсе

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение Mikle » 14.06.2018 (Чт) 19:49

Хакер писал(а):Надо залить архив в нормальном формате.

+1. Я с Исходников скачал православный zip.

NashRus
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 388
Зарегистрирован: 18.03.2006 (Сб) 1:16

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение NashRus » 23.06.2018 (Сб) 23:44

Классные вещи делаешь, жаль что актуальности мало в них теперь.

Old_Maple
Обычный пользователь
Обычный пользователь
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 25.10.2016 (Вт) 12:03

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение Old_Maple » 26.02.2019 (Вт) 13:01

Анатолий (The trick), извините, пожалуйста, но АВ "Касперский" ругается при скачивании исходников "VBMultithreadingModule.rar" на троян "HEUR:Trojan-Downloader.Script.Generic". Возможно он перестраховывается? Но, быть может этот архив перезалить в формате zip и он перестанет ругаться?
Заранее благодарю Вас!
Veritas est aeterna!

The trick
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 781
Зарегистрирован: 26.06.2010 (Сб) 23:08

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение The trick » 26.02.2019 (Вт) 14:10

Old_Maple писал(а):Анатолий (The trick), извините, пожалуйста, но АВ "Касперский" ругается при скачивании исходников "VBMultithreadingModule.rar" на троян "HEUR:Trojan-Downloader.Script.Generic". Возможно он перестраховывается? Но, быть может этот архив перезалить в формате zip и он перестанет ругаться?
Заранее благодарю Вас!

Да сейчас все АВ на ВБ ополчились. Перезалил в стартовом посте.
UA6527P

Old_Maple
Обычный пользователь
Обычный пользователь
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 25.10.2016 (Вт) 12:03

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение Old_Maple » 26.02.2019 (Вт) 16:21

СПАСИБО!
Veritas est aeterna!

The trick
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 781
Зарегистрирован: 26.06.2010 (Сб) 23:08

Re: Модуль для работы с многопоточностью на VB6.

Сообщение The trick » 14.05.2019 (Вт) 13:47

Обновление.

Пофикшены некоторые баги, удален неиспользуемый код, добавлены примеры. Проект переехал на GitHub.
UA6527P


Вернуться в The trick

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

    TopList