Поток сознания: метро и автоматизация

Разговоры на любые темы: вы можете обсудить здесь какой-либо сайт, найти единомышленников или просто пообщаться...
Proxy
Профессор VB наук
Профессор VB наук
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2941
Зарегистрирован: 31.08.2007 (Пт) 4:41

Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение Proxy » 15.07.2020 (Ср) 15:46

Всегда было интересно, почему до сих пор в метро нужны машинисты.
По состоянию на 2020 год:
Во всю развиваются технологии беспилотных автомобилей, пока требуется держать руки на руле, однако системы управления в беспилотных автомобилях должны одновременно решать большое количество задач: нужно агрегировать данные с огромного количества датчиков, обрабатывать изображение, распознавать окружающие объекты, сопоставлять расположение автомобиля с маршрутом в ГИС и т.д. и т.п.

Более развитые системы автопилота уже несколько десятилетий применяются в авиации. Да даже автопогрузчики часто не нуждаются в операторе.

Метро куда проще автомобилей: траектория движения задаётся физически стрелками на рельсах. Любой посторонний предмет на путях должен приводить к остановке состава, его не требуется распознавать, достаточно ультразвукового датчика. Сами тоннели не позволяют проникать пешеходам и транспортным средствам на пути (к тому же падение людей на рельсы с последующим столкновением с составом — довольно тривиальная ситуация, с учётом количества перевозимых пассажиров можно допустить некоторые потери, всё равно этот вид транспорта останется одним из самых безопасных. Тормозной путь довольно длинный, довольно примитивный автомат справится лучше человека. К тому же почти все современные станции строятся закрытого типа, любой несанкционированный доступ в тоннель может приведёт с срабатыванию примитивных датчиков на дверях тоннеля, точно такая же история как с дверями шахты лифта). Тоннели могут оснащаться любым необходимым оборудованием для помощи системам управления, что гораздо проще, чем с автодорожной сетью (стационарные камеры, датчики, системы связи: весь транспорт принадлежит одному собственнику => любые данные можно сделать доступными для любой подсистемы, никаких заморочек с биллингом, разделением ответственности и т.п). Для определения местоположения состава достаточно данных о направлении стрелок и данных о пройденном расстоянии. Скорость не более 80 км/ч. Любой состав, поведение которого кажется подозрительным со стороны диспетчерской службы, можно дистанционно остановить безопасно в любой момент.
Т.е. метро куда ближе к лифтам, нежели к автомобилям, авиации или большой железной дороге.

Почему автоматизация в метро — такая редкость?
Follow the white rabbit.

Mikle
Изобретатель велосипедов
Изобретатель велосипедов
Аватара пользователя
 
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: 25.03.2003 (Вт) 14:02
Откуда: Туапсе

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение Mikle » 15.07.2020 (Ср) 16:11

Всё логично. Но это сокращение рабочих мест, а есть профсоюз работников метро.
А на автомобилях это пока никто всерьёз не воспринимает, вот и идут разработки.

Proxy
Профессор VB наук
Профессор VB наук
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2941
Зарегистрирован: 31.08.2007 (Пт) 4:41

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение Proxy » 15.07.2020 (Ср) 16:45

Да, но сегодня практически исчезли операторы в такси, машинистки, кучеры, телефониски и т.д. Т.е. это не совсем исчезнувшие профессии, но просто их популярность стремительно снижалась последние десятилетия.
А из совсем уж близкого: раньше кегли в боулинге расставляли специальные люди. Появились средства автоматизации и вместо толпы народа стал нужен один механик на аутсорсе. Неужели у них не было профсоюзов? Рынок есть рынок, финансовая составляющая всегда в приоритете.
Притом операторы в такси, например, по сей день сосуществуют с автоматизированными системами. Просто когда-то в городе миллионнике их работали в любой момент времени сотни, сейчас раз в 10 меньше (притом такси стало значительно более популярным транспортом). Раньше с момента телефонного звонка до принятия заявки водителем уходили минуты, сейчас большую часть времени займёт движение пальца к поверхности экрана. В метро автоматика тоже может сосуществовать с живыми машинистами, всякую там световую сигнализацию не обязательно убирать.
А диспетчеризация транспорта — это вообще нечто такое, что можно описать алгоритмами => абсурдно, что сегодня в штатном режиме всё это осуществляется людьми (да и там уже автоматика не даёт человеку "выстрелить себе в ногу"). Почти все аварии на транспорте возникают из-за человеческого фактора (и даже на технические отказы автоматика среагирует быстрее).
Follow the white rabbit.

Proxy
Профессор VB наук
Профессор VB наук
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2941
Зарегистрирован: 31.08.2007 (Пт) 4:41

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение Proxy » 15.07.2020 (Ср) 18:09

Кстати, что интересно: в 1880 году в одном из зданий уже использовался электрический пассажирский лифт Siemens & Halske. Не смог найти информацию по времени появления первого лифта без лифтёра, но что-то мне подсказывает, что это произошло в первой половине 20 века (патент на систему блокировки дверей лифтовой шахты при отсутствии кабины на этаже датируется 1887 годом, а автоматическая механическая защита от падения лифта, которая и сегодня используется на любом пассажирском лифте — это вообще 1854 год, т.е. в конце 19 века концепция автоматического пассажирского лифта уже была на поверхности, оставалось только реализовать).
В 1863 году в Лондоне открылась первая линия метро, прошло 157 лет, за это время из интересных изменений разве что электрификацию и появление станций закрытого типа можно назвать, в остальном в этой отрасли как-то всё по течению двигалось, с некоторым отставанием копировалось с другого железнодорожного транспорта. Сегодня метро в одной только Москве перевозит около 8 млн. пассажиров в день, а задачи машиниста практически не изменились.
Follow the white rabbit.

alibek
Большой Человек
Большой Человек
 
Сообщения: 14205
Зарегистрирован: 19.04.2002 (Пт) 11:40
Откуда: Russia

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение alibek » 17.07.2020 (Пт) 13:00

Метро и ж/д давно автоматизируются, где-то уже есть полностью автоматизированные маршруты.
В Московском метро вероятно есть технические сложности из-за большой протяженности линий — нужна система мониторинга, со своей автоматизацией, линиями связи, датчиками и т.п.
Вероятно машинисты пока дешевле обходятся.
Lasciate ogni speranza, voi ch'entrate.

Proxy
Профессор VB наук
Профессор VB наук
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2941
Зарегистрирован: 31.08.2007 (Пт) 4:41

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение Proxy » 17.07.2020 (Пт) 20:02

According to the data from July 2016, 55 completely automated metro lines exist in 37 cities of the world.
Вложения
avtometro-eng-6.png
Automatic lines capacity in different regions of the world
Follow the white rabbit.

Proxy
Профессор VB наук
Профессор VB наук
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2941
Зарегистрирован: 31.08.2007 (Пт) 4:41

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение Proxy » 17.07.2020 (Пт) 20:14

Что касается Москвы:
Много красивых слов про какие-то планы к 2030 году полностью автоматизированного метро в МСК. И ожидаемо никакой конкретики. Сюда же примешали и планы по автоматизации наземного транспорта. Поискал ещё статьи — везде одна вода. Пока складывается субъективное впечатление, что департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы подобен сборищу тотально некомпетентных в вопросах развития общественного транспорта чиновников.
Follow the white rabbit.

jangle
Википедик
Википедик
Аватара пользователя
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 03.06.2005 (Пт) 12:02
Откуда: Нидерланды

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение jangle » 25.08.2020 (Вт) 13:16

Думаю машинисты нужны из-за прыгунов под поезд. Москва большой город и самоубийц тут хватает.

Proxy
Профессор VB наук
Профессор VB наук
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2941
Зарегистрирован: 31.08.2007 (Пт) 4:41

Re: Поток сознания: метро и автоматизация

Сообщение Proxy » 25.08.2020 (Вт) 14:34

jangle писал(а):Думаю машинисты нужны из-за прыгунов под поезд. Москва большой город и самоубийц тут хватает.

Прыгуны — издержки комфортного передвижения тысяч пассажиров каждый час, в СПб в телеграм канале метро почти каждый день падения пассажиров на пути рапортуются. Особого смысла интенсивно тормозить нет, это может привести к травмам пассажиров внутри состава, а у прыгунов количество попыток не ограничено, не выйдет в этот раз — повезёт в другой, всё равно достигнут достижения своих целей. Думаю тут достаточно простого ультразвукового датчика расстояния + фото датчик на перроне (кто-то пересёк границу перрона — сигнализируем, состав останавливается не достигая станции). И пока поезда переезжают стабильные N пассажиров в месяц (т.е. уже принятый норматив), нет смысла какие-то меры предпринимать. Будет больше — будут переоборудовать станции в закрытый тип с дверями тоннеля.
Follow the white rabbit.


Вернуться в Народный треп

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

    TopList