Думаю такое предупреждение где-нибудь встречал каждый пользователь интернета в 2020:
Since Adobe will no longer be supporting Flash Player after December 31, 2020 and Adobe will block Flash content from running in Flash Player beginning January 12, 2021, Adobe strongly recommends all users immediately uninstall Flash Player to help protect their systems.
Очередной этап затянувшегося пике Adobe Flash. На моей памяти мы хороним флеш ближайшие лет 10-12 (даже я уже создавал схожие посты тут).
Меня же несколько удивило, что Adobe Flash всё ещё поддерживался, притом лично я перестал его устанавливать пару компов назад (да и браузеры вроде бы уже его давно не поддерживают). Я отлично понимаю, почему в современных реалиях ему уже нет места, но вот стало вдруг интересно вообще отношение людей к истории Adobe Flash.
Итак: Adobe Flash как технология — это история успеха или история провала? Потеря потерь или неизвестная никому непонятная штука для старых браузерных игр?
Немного лично моего видения:
Adobe Flash берёт своё начало в FutureWave Software, которая позже приобретена Macromedia, Inc, которая, в свою очередь, позже приобретена Adobe. Самое активное развитие Flash получает в стенах Macromedia, в начале 00-х веб становится просто невозможно себе представить без Flash Player-а. Этот продукт привлёк в отрасль множество будущих программистов (тут, пожалуй, было бы неуместно ограничиться указанием веб-разработчиков и геймдевов), дизайнеров, художников-мультипликаторов и т.д. В мою школьную бытность доступ в интернет не был чем-то таким уж прям простым и дешёвым (в лучшем случае dialup, скретч-карта и ожидание удобного времени, в которое по телефонной линии хоть что-то цифровое может пройти), но обучающие книги по Macromedia Flash передавались из рук в руки, переписывались руками в тетради (такая вот техническая отсталость в конце 90х - начале 00х ), иными словами людей настолько увлекало, что готовы были преодолеть любые трудности, нечто культовое. Ролики и игры на Flash копировались дискетами и по IRDA, на уроках информатики школьников проще всего было заинтересовать переменными, циклами, массивами и условными операторами прикрутив к стандартному курсу часов 8 Action Script.
Но что касалось именно веба, то ближе к 2005 уже было очевидно, что Flash не нужен и веб уже развился достаточно, чтобы типичные решения для сайтов на Flash стали доступны и без онного + на горизонте уже виднелась адаптивная вёрстка, коммуникаторы, UMPC и даже Opera Mini. Да и пользователи уже не готовы были принимать сайты, которые были перегружены анимацией, слишком уникальным непривычным дизайном, непригодные для индексации, небезопасные для ОС (безопасностью Flash никогда не отличался) и т.д.
И тогда Macromedia становится частью Adobe, где ни один из продуктов Macromedia не развивается буквально никак, а лицензионная политика Adobe отбивает всякое желание пользоваться Flash у тех, кому не нужен Adobe Photoshop, облако или какие-то ещё продукты кроме, собственно, Flash-а. Любительские студии уходят в историю вместе с интересным зрителю контентом (как-то монетизировать своё творчество и получить хоть какой-то доход у них и целью не являлось, да и возможностей особых для этого Flash не давал). Но тут трудно в чём-либо винить Adobe, на момент покупки Macromedia лучшие дни для Flash уже были позади.
И как лично я вижу участие Macromedia, Inc во всей этой истории:
По меркам сегодняшних проектов Macromedia внедряла всяческие фичи в свои продукты с просто молниеносной скоростью. От одной мажорной версии до другой мажорной версии разница накапливалась как между палкой-копалкой и электронным микроскопом. Современный веб ничего такого себе позволить не может, каждая новая мелочь в CSS воспринимается как нечто грандиозное (а использовать в проде целесообразно будет в лучшем случае через год, да и то не уменьшается доля пользователей, которые застряли на IE11 или каком-нибудь Safari 8 ).
Да и сами продукты Macromedia на момент выхода были прорывными, задавали тренд и были не скопированы с чего-то другого, скорее наоборот идеи, использованные в каком-нибудь Dreamweaver распространялись в той или иной мере на ПО других разработчиков.
Что же касается Flash-а, то низкий порог вхождения для разработчиков был так же обусловлен отличной документацией: в тот период, пожалуй, даже MSDN (тоже скоро исчезает) уступал в плане стройности структуры и качества примеров (моё субъективное мнение, если что).
Кроме различных градиентных кнопок на сайтах и целых анимационных сериалов вроде Happy Tree Friends, Mr. Freeman или AntiPR и тысяч 2D квестов, платформеров, физических аркад и т.д.
А как вы относитесь к концу жизни Flash-а?